56cbc3a5

Латышев Михаил - Юрий Домбровский



Михаил Латышев
Юрий Домбровский
Десятилетия имя и произведения этого замечательного писателя были в
тени. Мы только-только начинаем по-настоящему осмысливать величину личности
и значительность его творчества.
Внешнюю канву биографии Юрия Осиповича Домбровского легко выразить
довольно короткой колонкой дат и довольно кратким пояснением к ним:
12 мая 1909 года - родился в Москве в семье адвоката;
1932 год - окончил Высшие литературные курсы; первый арест, выслан из
столицы в Казахстан;
1937 год - второй арест;
1938 год - опубликована повесть "Державин" ("Крушение империи");
1939 год - третий арест;
1939-1943 годы - в заключении на Колыме;
1943-1944 годы - работа над романом "Обезьяна приходит за своим
черепом";
1946 год - работа над циклом новелл о Шекспире "Смуглая леди";
1949 год - четвертый арест;
1949-1956 годы - в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете;
1966 год - реабилитирован за отсутствием состава преступления;
1959 год - опубликован роман "Обезьяна приходит за своим черепом";
1964 год - в "Новом мире" опубликован роман "Хранитель древностей";
заключен с журналом договор на роман "Факультет ненужных вещей";
1969 год - вышла книга "Смуглая леди";
1974 год - опубликована в Алма-Ате книга очерков о казахских художниках
"Факел";
1978 год - в начале весны в Париже опубликован роман "Факультет
ненужных вещей";
29 мая 1978 года - скончался; похоронен на Кузьминском кладбище Москвы.
За безмолвными здесь - на бумаге - датами там - в реальной жизни -
встают тысячи людей, сотни событий, десятки городов.
Кровавая круговерть, гордость и позор, жизнь и смерть, любовь и
разлука, предательство и верность - там.
Малюсенький дефис между тридцать девятым и сорок третьим годами,
сколько же таит он за собой! И как много сокрыто за другим дефисом - между
сорок девятым и пятьдесят пятым годами!
Нам не пережить пережитого писателем. К счастью, не пережить. Он
остался несломленным и гордым, а какими бы вернулись оттуда мы? Кто
поручится, что тоже несломленными и гордыми? Кто поручится, что у нас
остались бы еще силы писать стихи?
Даже в пекле надежда заводится,
Если в адские вхожа края.
Матерь Божия, Богородица,
Непорочная дева моя.
Она ходит по кругу проклятому,
Вся надламываясь от тягот,
И без выбора каждому пятому
Ручку маленькую подает...
Это - начало стихотворения "Амнистия", написанного Ю. Домбровским зимой
1940 года на Колыме. Боль - и свет! Страдание - и надежда! Безверие - и
глубочайшая вера! И - жизнь. Для кого-то - _будничная_.
Пока это жизнь, и считаться
Приходится бедной душе
Со смертью без всяких кассаций,
С ночами в гнилом шалаше.
С дождями, с размокшей дорогой,
С ударом ружья по плечу.
И с многим, и очень со многим,
О чем и писать не хочу.
И он об этом, по сути дела, не писал, уступив место хроникеров другим:
Александру Солженицыну, Варламу Шаламову, Евгении Гинзбург. Сам Ю.
Домбровский в романе "Факультет ненужных вещей" осмыслил глубинную природу
этого.
Яркое, резкое, основанное на динамичных столкновениях и контрастах
политическое бытие (пример тому - Солженицын) не органично для Ю.
Домбровского. Он весь - в бытии философском.
Виктор Лихоносов еще в 1968 году в повести "Люблю тебя светло" с
присущей ему лиричностью отобразил это свойство души Ю. Домбровского.
А через несколько лет в автобиографическом романе "Прощание из
ниоткуда" писатель противоположного темперамента - Владимир Максимов - как
бы закрепил эту особенность миропонимания Юрия Осиповича, уж так ломанн



Назад